Обзор нарушений в сфере закупок за 2023
ОБЗОР
нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, выявленных Управлением финансов администрации г.о.г.Чкаловск Нижегородской области по результатам проведенных
в 2023 году контрольных мероприятий
В целях совершенствования муниципальными учреждениями (далее – заказчики) закупочной деятельности, а также для сведения и использования в работе, в том числе принятия превентивных мер, направленных на недопущение возникновения аналогичных нарушений и недостатков, Управлением финансов администрации г.о.г.Чкаловск Нижегородской области (далее – Управление финансов) обобщены результаты контрольной деятельности по осуществлению контроля за соблюдением требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) в 2023 году, по итогам которых подготовлен обзор нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
По итогам анализа проведенных контрольных мероприятий, а также материалов, направленных Управлением финансов на рассмотрение в Министерство финансов Нижегородской области для принятия решения об административных правонарушениях, в действиях заказчиков выявлены следующие нарушения:
1. Нарушения и недостатки, связанные с информационным обеспечением закупочной деятельности.
К данному виду нарушений относятся:
- нарушение порядка внесения изменений в план-график о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 9 статьи 16 Закона № 44-ФЗ);
- ненаправление или нарушение срока направления для включения в реестр контрактов информации и документов о заключении, изменении, исполнении или расторжении контракта (часть 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ).
2. Нарушения и недостатки, допущенные при планировании закупок.
К данному виду нарушений относятся:
- нарушение срока утверждения плана – графика закупок и вносимых в него изменений (часть 4 статьи 16 Закона 44-ФЗ).
3. Нарушения и недостатки при заключении и исполнении контракта.
К данному виду нарушений относятся:
- изменение условий заключенного контракта в ходе его исполнения, в том числе изменение цены контракта, количества поставляемых товаров, объемов выполняемых работ и оказываемых услуг, изменение сроков исполнения контракта, иных его существенных условий при отсутствии правовых оснований (часть 2 статьи 34, часть 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ);
- отсутствие дополнительных соглашений к договорам на превышение суммы исполнения (часть 2 статьи 34, пункт 10 части 1 статьи 95 Закона 44-ФЗ, ст.451 ГК РФ);
- заключение договоров с условиями оплаты, не соответствующими Закону 44-ФЗ (часть 13.1 статьи 34 Закона 44-ФЗ);
- нарушение срока и порядка оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта (часть 8 статьи 30, часть 13.1 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ).
4. Нарушения порядка осуществления закупок.
К данному виду нарушений относятся:
- осуществление закупок до размещения плана – графика закупок (статьи 7,8,12 Закона 44-ФЗ).
5. Иные нарушения.
К данному виду нарушений относятся:
– не начисление пени и не направление требования об их уплате в адрес поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за несоблюдение ими сроков исполнения обязательств по контрактам, а также не удержание суммы нестойки из суммы, подлежащей оплате поставщику за поставленный товар (часть 6 статьи 34 Закона 44-ФЗ);
– нарушения при заключении договоров через подотчетных лиц
(пункт 213 приказа Минфина России от 01.12.2010 №157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»).
На основании контрольных мероприятий прошлых лет, проведенных в отношении муниципальных заказчиков, остаются актуальными такие нарушения, как:
- осуществление закупок товаров, работ, услуг «малого объема» без проведения конкурентных процедур у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с превышением пределов годового объема закупок, установленных пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ (пункты 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ);
- заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в рамках статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ без проведения конкурентных процедур при отсутствии правовых оснований, в том числе по пунктам 6, 9 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ (часть 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ);
- необоснованное дробление закупки, имеющей единую хозяйственную цель, на несколько мелких закупок путем заключения нескольких контрактов у одного и того же единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ (часть 5 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ);
- ненаправление или нарушение срока направления в контрольный орган в сфере закупок уведомлений о заключенных в соответствии с пунктами 6, 9 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 2 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ);
- направление в контрольный орган информации и документов в неполном объеме (отсутствие обоснования заключения контракта по выбранному способу закупки, отсутствие информации об обосновании цены контракта, направление контракта без приложений, являющихся его неотъемлемой частью) (части 2, 4 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ);
- нарушение сроков направления в контрольный орган обращения о согласовании заключения контракта по итогам несостоявшихся конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 6 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ).